Яма, нияма и открытость ученика
Традиция Натхов гибкая, это выражается в том, что Гуру в ней дает ямы и ниямы в соответствии с качествами конкретного ученика и обстоятельствами, которые у того возникают. При таком подходе к обучению открытость ученика является особенно актуальной. Ученик, общаясь с Гуру, делится ситуациями, с которыми он сталкивается, а Гуру, медитируя на общую картину происходящего, дает свои рекомендации. Это обеспечивает максимальную эффективность обучения и объясняет, почему многие натхи не дают формальных ям и ниям: в таком виде они могут иметь общий назидательный смысл, но в отношении конкретного человека часто могут оказаться неактуальными.
Если ученик внутренне открыт, Гуру через эту открытость чувствует, что у ученика происходит. И тогда общение между ними – это просто декларирование открытости, которая уже есть на невербальном уровне. То есть сама открытость возникла еще до того, как прозвучала речь – когда человек вознамерился поговорить о своей ситуации искренне.
Если ученик открыт Гуру, активен в социальном и духовном плане, у такого ученика даже если есть подводные камни в жизни, то в целом такая ситуация располагает к разрешению. Гуру может ускорить некоторые ситуации, помочь чистой энергией. Как правило, в таких случаях не требуется каких-то специальных действий, потому что всю необходимую работу ученик проделал, сделал все, что от него зависит.
Ученикам стоит избегать ситуаций, когда, обращаясь к Гуру, люди попросту хотят поболтать, или попросту вампирят. Вампиры могут использовать как повод любую ситуацию, говоря, что она проблемная, но их интересует не решение ситуации, а чистая энергия, которую они хотят постяжать под предлогом поговорить о проблеме.
Иногда советы, рекомендации Гуру слушающему могут не нравиться. Но если он понимает, что спросил не просто так, и не случайного человека, а Гуру выслушал и помедитировал на ситуацию, то следование полученным ямам, ниямам – это еще и вопрос доверия. Часто бывает, что человек просит совета, а потом решает, что ему ответили «не то», или не сказали ничего нового, «то же, что говорят и другие», а потому он не будет ничего делать. Это не поведение ученика, и важно постоянно пересматривать свое отношение к Гуру на предмет искренности и желания меняться.
Натхизм – это практичная система, она нацелена на решение жизненных вопросов, а не на пустые разговоры «о том-о сём». Более того, люди, которые постоянно меняются и дорожат этим, будут избегать пустого общения с теми, кто просто пытается порассуждать вокруг да около, но меняться не собирается.