Шаткармы
На сегодняшний день тема шаткарм, очистительных действий, достаточно развернуто описана западными исследователями, много написано неплохих статей, снято видеообзоров. Кто-то напускает ужасов на практику шаткарм, сообщая, что без них вообще йоги нет — это, скорее, сгущение красок.
Однако важно учитывать, что часто человек зашлаковывается неслучайно. Во многом это происходит, потому что сознание вовлекается во всякие ограничивающие состояния, связанные с привязанностью к материальным вещам. А дальше всё более грубые и грубые чувства начинают по принципу резонанса взаимодействовать с разными ситуациями, с едой, со сном-бодрствованием. Такие привязанности напрямую связаны с психофизическими состояниями. В результате организм зашлаковывается, сначала энергетически, а потом и физически.
Натхи в целом не заморачиваются шаткармами, хотя в трактатах по йоге натхов они описаны. Но они описаны просто, как раз потому, что натхи не уделяли им гипертрофированного внимания. В основном шаткармы актуальны для мирских людей. То есть человек «запачкался», затем почистился какими-либо шаткармами, снова «запачкался», опять почистился — это своего рода процедурный вопрос.
Когда же человек регулярно практикует садхану (духовную дисциплину), он не вовлекается в грубую реальность, постоянно поддерживает связь с Высшим — и тогда чистота, исходящая из его сознания, постепенно манифестируется и на более физические уровни, и сам человек обнаруживает меньше каких-то грубых потребностей, постоянная необходимость удовлетворения которых зашлаковывает его ментальное, энергетическое и физическое тело. Поэтому натхи в Индии шаткармами «не страдают» — они просто сидят, медитируют, читают джапу (рецитация мантр), посещают какие-то святые места и храмы по пути паломничества, почитают различных божеств. В основном многие из них читают мантру Горакшанатха, медитируют на Со-хам — то есть, на самое глобальное, основное.
Иногда бывает у людей такая энергоструктура: у них пытливый ум, им нужно много всяких ветвистых энергий, поэтому они практикуют какие-то обильные практики. Есть люди, которым просто нравятся шаткармы — это всё им нужно, как форма удовольствия от перманентых состояний очищения, и это тоже нормально. А есть люди, кому подобные активности просто не нужны — и не потому что они против, или им кто-то запретил. Человек просто садится, отпускает всё, наступает пратьяхара, дхарана, дхьяна…
Шаткармы — это больше тема западных людей, и во многом это тема маркетинга. Часто на практику шаткарм напускается туман «Если вы неправильно сделаете, у вас могут быть осложнения». Здесь скорее нужно понимать суть того, что происходит, когда мы выполняем очищение.
Например, да, возможен заворот кишок — если сделать шанкх-пракшалану, тут же получить звонок, скажем, из налоговой полиции, вскочить и побежать этот вопрос решать. Можно лишиться части кишечника и даже умереть — потому что кишечник пустой, ничем не заполнен, и от стресса его стенки «схлопываются»; в этом состоянии быстро наступает атрофия и некроз (омертвение). Это — дорога к хирургу и укорочение длины кишечника, хорошо если воспалительная реакция не распространится на брюшину и далее. Поэтому существуют указания к такой практике — нужно подобрать более-менее подходящие лунные сутки, никуда в этот день не ходить, желательно потренироваться заранее, какие нужно делать упражнения, чтобы тело освоилось, не было стресса. Затем спокойно, медитативно пить воду, делать упражнения, ходить в туалет.
На самом деле, если человек практикует духовную практику, это подразумевает, что после очищения он деликатно взаимодействует с миром — потому что загрязнения могут быстро вернуться назад, как говорится, свято место пусто не бывает. Были случаи, когда люди доходили до того, что чуть ли не каждый день делали, например, шанкх-пракшалану. Это означает, что у человека на самом деле проблемы с сознанием, а не с кишечником. Даже раз в неделю — это много.
После очищения возникает контрастная среда — и да, кармические ситуации могут шевельнуться, в этом смысле жизнь может не случайно «позвонить и потревожить». Человек создал резко контрастную ситуацию, какие-то энергии пришли в движение, какие-то законсервированные психоэмоциональные состояния вышли в «свободное плавание» — всё, что человек когда-то подавлял: страхи, тревожности. И если где-то близко существовала ситуация, потенциально кто-то мог позвонить и потревожить — он звонит и тревожит, человек напрягается, кишечник «схлопывается». Можно сказать, что так жизнь проверяет, насколько человек последователен в своем стремлении развиваться.
Поэтому у натхов (при выполнении любых практик) важно следовать ямам-ниямам, которые рекомендует Гуру, наблюдая конкретного человека. Учитывая, насколько тот последователен и будет выполнять рекомендации завтра, послезавтра, и насколько он вообще услышал рекомендованное, потому что человек может услышать одно, подумать другое, а сделать третье. Вообще, многое в практике йоги определяет общение и выстраивание в целом отношений с Учителем.